Тамбов
Информационный сайт портал Тамбовской области
г. Тамбов и Тамбовская область
Справочник Мичуринска
Банки г. Мичуринска
Социальная сфера
Система здравоохранения
Культура
Экономика
История
Научно-образовательный комплекс
Экономический потенциал
Основные предприятия
Фото
 
 

   
Добавить информацию

Мичуринский педагогический институт

В 2006 году Мичуринским государственным педагогическим институтом осуществлены исследования в соответствии с тематическим планом целевого проекта «Развитие научного потенциала высшей школы на 2006-2008 годы» на тему «Исследование биологического разнообразия антропогенно-трансформированных территорий». В 2006 году предполагалось исследовать характер фауны рудеральных участков. В итоге было определено значение антропогенного влияния и возможностей приспособления видов в сохранении биологического разнообразия рудеральной фауны. В 2006 году были исследованы некоторые рудеральные участки Мичуринского района, произведена их оценка, выявлены закономерности возникновения фауны и флоры на этих территориях, исследован характер микробиоты этих участков и особенности загрязнения воздуха в этих районах, установлена степень их воздействия на соседние территории.

Для создания способов окультуривания рудеральных зон исследованы популяции бактерий-разрушителей, выделены штаммы, которые принимают активное участие в разложении органических масс. Полностью проведены все запланированные эксперименты и мероприятия, опубликовано учебное пособие и четыре научные статьи. Данная тема финансировалась на средства, выделенные Рособразованием.

Научная и научно-исследовательская работа в институте играет одну из важнейших ролей в его развитии, нацелена на подготовку высококвалифицированных кадров, и ведется в соответствии с основными научными направлениями института:

1. Генетика;

2. Экология;

3. Литературоведение;

4. Языкознание;

5. Общая педагогика.

Идет выполнение «Программы развития педагогического образования в России на 2001-2010 годы» в сотрудничестве с МПГУ. Продолжаются исследования по поручению Тамбовского областного Управления по охране окружающей среды и природопользованию.

В 2006 году институт принимал участие в осуществлении «Программы развития города Мичуринска Тамбовской области как наукограда Российской Федерации на 2003-2007 годы» в области образования, предполагающей увеличений специализаций биологического профиля, рост результативности работы аспирантуры по биологическим дисциплинам, совершенствование научно-производственной работы.

Мичуринский государственный педагогический институт принимал участие в разработке и выполнении Концепции и Программы непрерывного экологического образования населения Тамбовской области на 2001-2007 годы, цель которой – создание экологической культуры и экологическая безопасность жителей области.

В рамках реализации госбюджетных и хоздоговорных экологических и эколого-педагогических исследований институт сотрудничает с Государственным комитетом по природным ресурсам, Советом по экологическому образованию РАО, Международным фондом биотехнологий имени академика И.Н.Блохиной, Центром технологий экологического воспитания, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Тамбовской области, кафедрой зоологии и экологии МПГУ, Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования.

Основными направлениями работы научных сотрудников института являются обучение новейшим технологиям в области микробиологии, создание экологически чистых способов защиты промышленных садов, производство лекарственного сырья, мониторинг окружающей среды, экологические и эколого-педагогические исследования, генетика и селекция плодовых культур.

Научная и научно-инновационная работа преподавателей, аспирантов и учащихся ведется на 13 кафедрах, пяти проблемных научных лабораториях, в 11 временных творческих коллективах, финансирует которые институт, в двух временных творческих хозрасчетных коллективах, финансируемых извне.

Исследовательская работа в институте проводится с учетом современных требований – фундаментальные и прикладные исследования в сфере экологии, биологии, химии, математики, филологии, психологии, педагогики, истории, анализ мотивации студентов к обучению, выбору профессии.

Особым направлением развития институтских лабораторий является профессионализация их работы, практически до преобразования их в штатные структурные единицы института. Так произошло с лабораторией экологии и биотехнологии, работавшей, как и остальные научные коллективы института на общественных началах. В 2006 году она работала над реализацией одного из важнейших направлений научно-технического развития «Экология и рациональное природопользование». В 2006 году эта лаборатория принимала активное участие в создании двух современных проектов по экологическим и биотехнологическим проблемам в соответствии с осуществлением подпрограмм «Программы развития города Мичуринска как наукограда Российской федерации на 2003 - 2007 годы», и в решении задач в сфере прикладной экологии и биотехнологии.

Исследовательская работа лаборатории сконцентрирована на осуществлении мониторинга за природными и антропогенными сообществами. Выполнены патентные исследования и проводится научно-исследовательская работа по созданию ассоциаций бактерий-разрушителей, которые участвуют в разложении бытовых отходов и создание объединений бактерий-активаторов, способствующих биоремедиации почв и повышению их плодородия.

По итогам мониторинга за природными и антропогенными сообществами был дан анализ биоценозов различного типа с ориентировочной оценкой их генетической устойчивости по отобранным сотрудниками лаборатории признакам генетической устойчивости территорий. В целях улучшения плодородия почв, вновь вводимых в эксплуатацию, создана методика выращивания микробов-активаторов в условиях лаборатории и способ внесения их в почву.

Обобщив данные экспериментов, лаборатория предоставила ООО «Микробиотех» технологию изготовления питательных смесей «Активир-П» и «Активир», способствующих повышению плодородия земель и обогащения их азотом, а также повышению микробиологической структуры почвы.

Для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому направлению институту были переданы администрацией наукограда два ферментера «Биореактор-3». В лаборатории ведется работа по составлению и исследованию биологических свойств сборов лекарственных растений для различных лечебно-профилактических целей. В 2006 году лаборатория приняла деятельное участие в работе Международного семинара по биотехнологии на тему «Перспективные направления биотехнологии в связи с проблемами развития Мичуринска-наукограда». Помимо этого, лаборатория участвует в проведении научных конференций.

В Мичуринском государственном педагогическом институте проводится научно-исследовательская работа по теме «Генетика и селекция плодовых растений». Институт участвует в реализации федеральных целевых проектов Всесоюзного научно-исследовательского института генетики имени Мичурина и Всесоюзного научно-исследовательского института садоводства имени Мичурина. Благодаря использованию селекционного фонда и приборной базы этих институтов, становится возможным проведение исследований садовых и цветочных культур Центрально-Черноземного региона. Основная задача этих исследований – изучение в полном объеме генетического фонда груши, яблони, вишни, земляники, облепихи и других культур.

Преподаватели института, осуществляющие научно-исследовательскую работу в сфере безопасности жизнедеятельности человека, создали систему и методику анализа работы образовательного учреждения с точки зрения сбережения здоровья, социальной и психологической безопасности различных образовательных территорий. Институтом была проведена региональная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития образовательной области ОБЖ безопасности жизни в городе Мичуринске». Здесь ведется научно-исследовательская работа по лингвистической тематике. По ее итогам в 2006 году были защищены пять кандидатских диссертаций, опубликовано три монографии, шесть учебных пособий, ряд статей по темам докторских диссертаций.

На протяжении нескольких лет в институте проводится работа по теме «Жанровое своеобразие литературы: региональный аспект», в рамках которой прошла защита двух кандидатских диссертаций, было опубликовано две монографии, три учебных пособия.

Институтом ведется поиск новых методов управления и организации научных исследований. При подготовке работ по тематическому плану было решено создать на базе института Научно-исследовательскую лабораторию экологии и биотехнологии. Позитивный эффект имело обучение современным технологиям в области микробиологии, создание экологически чистых методов защиты промышленных садов, изготовление лекарственного сырья, экологические лабораторные исследования, мониторинг окружающей среды. Ряд кафедр и творческих коллективов института признали рациональным проведение заочных научных конференций по вопросам гуманитарных наук. По итогам такой конференции в 2006 году был издан межвузовский сборник научных трудов.

Администрация наукограда признала плодотворной деятельность Международных семинаров по вопросам новейших биотехнологий при участии представителей деловых кругов заинтересованных стран осенью 2006 года.

Уже 4 года в институте работает научно-методический семинар «Актуальные проблемы преподавания и изучения лингвистической теории в вузе и школе». В его рамках обсуждаются современные методы изучения и преподавания русского литературного языка. На докладах участников семинара базируются аспирантские исследования. Успешно работает научно-методическое общество аспирантов и студентов «Системно-функциональный и концептуальный анализ языковых единиц».

Новым видом научных изысканий стало выделение учебной нагрузки и финансирования на руководство научно-исследовательской деятельностью студентов, проводимой при помощи научных объединений и исследовательских групп. В 2006 году в институте функционировало свыше 40 таких объединений, участники которых предоставили 588 докладов на конференциях, опубликовали 58 работ.

Еще одним новым видом проведения научных исследований стало участие в работе научных обществ, интегрирующих исследователей различных вузов. На протяжении ряда лет в институте успешно функционирует мичуринское отделение «Российской Академии лингвистов-когнитологов».

Перспективным способом проведения научных изысканий является применение информационных технологий. Институт в сотрудничестве с институтом филологии Тамбовского государственного университета подготовил и провел Международный Интернет-семинар «Теория синтетизма Е.И.Замятина и художественная практика писателей: эстетический ресурс русской литературы XX-XXI веков». По итогам его деятельности были опубликованы работы преподавателей Мичуринского института, был произведен обмен новейшими данными в сфере истории литературы с крупнейшими европейскими учебными заведениями.

Научно-исследовательская работа студентов

Студенты института осуществляют свою научно-исследовательскую работу под руководством студенческих научных обществ и советов факультетов. Учебно-научная и научно-исследовательская работа студентов проводится различными способами – занятия в исследовательских группах, подготовка докладов к ежегодной научной студенческой конференции, участие в деятельности научных обществ, написание курсовых работ, участие в олимпиадах, в конкурсах студенческих работ.

В 2006 году в научно-исследовательской работе участвовало 558 студентов, в том числе 141 студент-заочник. Результатом такой работы стали конференции, на которых было сделано 588 докладов. Помимо этого, в институте был опубликован сборник студенческих научных работ «Ступени».

В 2006 году в институте функционировало 44 научных объединения и кружка. Среди них активной и плодотворной деятельностью выделяются «Зеленая лампа», «Литературный четверг», «Актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в начальной школе» и другие. С 2005 года студенты института участвуют в научных экспедициях в Крым, где они получают дополнительные знания по истории и биологии, происходит их знакомство с историческими и культурными памятниками.

Студенты участвуют в хоздоговорных программах кафедр. Студенты биологического факультета принимают участие в хоздоговорных проектах «Биотехнические мероприятия по защите промышленных садов от вредителей с привлечением насекомоядных птиц и жуков-жужелиц», «Инвентаризация особо охраняемых природных территорий Тамбовской области». По итогам научной работы 19 выпускников было рекомендовано в аспирантуру.

Развитию научно-исследовательской работы студентов способствует опыт назначения самым отличившимся студентам именных и специальных стипендий.

Развитие материально-технической базы

Институт имеет три учебных корпуса. Все его помещения занимают площадь 24546 квадратных метров, площадь учебно-лабораторных объектов составляет 18646 квадратных метров. На балансе институты состоят 27 зданий, находящихся в городе, в числе которых агробиологическая станция с 3 лабораторными аудиториями и 6,374 гектарами земли. Учебные корпуса включают 76 учебно-лабораторных аудиторий, 6 компьютерных классов, учебные мастерские, библиотеку с тремя читальными залами.

В институте имеется необходимая для учебного процесса учебно-лабораторная база пять химических кабинетов, три кабинета биологии и основ сельского хозяйства, 7 – основ безопасности жизнедеятельности, три кабинета зоологии, кабинет физики, лингафонный и дистанционного обучения.

В 2006 году была обновлена компьютерная база института, сейчас здесь 6 компьютерных классов, оснащенных новейшим оборудованием. Для процесса обучения студентов имеется 241 компьютер, в том числе 106 с доступом в Интернет.

Подготовка кадров

Образовательный процесс на факультетах филологии, биологии и начальных классов проводится по десяти специальностям: экология, дошкольная педагогика и психология, технология и предпринимательство, биология, химия, история, педагогика и методика начального образования, русский язык и литература, иностранный язык.